четверг, 21 июня 2018 г.


«Без библиотеки школа ничего не может сделать.
Школа и библиотека – две родные сестры»
Из ходатайства крестьян
об открытии библиотеки. 1910 г.
[1]
Представьте себе отдел любой организации. Отдел маркетинга кондитерской фабрики должен знать об особенностях производства сладостей? Что за вопрос, конечно. Отдел кадров военного института должен знать про военное дело и реформы в армии? Безусловно! Библиотекари в школе должны знать про модернизацию образования, положения нового Закона об образовании и ФГОСах, про инновационные педагогические технологии? Да! А знают?.. Полагаю, недостаточно.
Рассмотрим тренды современного образования и два основополагающих для школы документа: Закон об образовании и Федеральные государственные образовательные стандарты.

ТРЕНДЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Руководитель группы разработчиков ФГОС ООО, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук А.М.Кондаков следующим образом определяет основные составляющие современного образования: «В моём понимании инновационное образование – это образование, реализующее самые современные образовательные технологии, ушедшее от знаниевой парадигмы к формированию навыков и компетенций XXI века на основе меж– и трансдисциплинарного подходов, направленное на формирование личности ребенка в условиях разнообразия видов и форм его деятельности. Оно предполагает всё расширяющееся использование цифровых инструментов и ресурсов. Вот, собственно говоря, основные тренды современного образования»[2].
Как эти тенденции отражены в базовых документах? На что они нацеливают БИБЛИОТЕКАРЕЙ? Какие направления развития обозначены там как приоритетные? И как библиотекари должны работать, чтобы соответствовать новым векторам развития. Попробуем выяснить, каков маршрут развития школ и библиотек в условиях внедрения нового закона «Об образовании в Российской Федерации»и ФГОС основного общего образования?

ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ

Читаем и анализируем

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»


Электронные образовательные ресурсы
До недавнего времени деятельность учителей и библиотекарей по использованию электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в учебном процессе поощрялась, но не являлась обязательной. Ситуация в корне изменилась с принятием нового закона «Об образовании в Российской Федерации».
Сегодня речь идёт не о желании использовать цифровые материалы. Закон фактически обязывает педагогов и библиотекарей:
·         обслуживатьэлектронными образовательными ресурсами – для информационной поддержки образовательной деятельности – обучающихся и педагогических работников;
·        комплектоватьэлектронные образовательные ресурсы (ЭОР) для поддержки основных образовательных программ: библиотечный фонд должен содержать печатные и (или) электронные учебные издания (включая учебники и учебные пособия), методические и периодические издания по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) (ФЗ 237, гл. 2, ст. 18);
·        использоватьэлектронные ресурсы для успешной реализации образовательных программ школыреализация образовательных программ напрямую увязывается с наличием хорошо сформированных библиотек, в том числе цифровых (электронных) библиотек, которые обеспечивают доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам (ФЗ 237, гл. 2, ст. 18). То есть, должен быть обеспечен доступ к внешним ресурсам. В этом несомненная специфика нынешнего этапа работы учебных библиотек – обращённость к внешним ресурсам, которые необходимо включать во внутренний учебный процесс.
Вот ещё некоторые важные выдержки из ФЗ 237
Гл. 2 Система образования.
Статья 18. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы
1. В организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям).
2. Нормы обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями в расчёте на одного обучающегося по основной образовательной программе устанавливаются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.
3. Учебные издания, используемые при реализации образовательных программ дошкольного образования, определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учётом требований федеральных государственных образовательных стандартов, а также примерных образовательных программ дошкольного образования и примерных образовательных программ начального общего образования.
4. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают:
1) учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
2) учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
5. Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, включает в себя перечни учебников, рекомендуемых к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений, в том числе учебников, обеспечивающих учёт региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке.
6. Учебники включаются в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, по результатам экспертизы. В проведении указанной экспертизы учебников в целях обеспечения учёта региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализации прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке участвуют уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
7. Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, в том числе критерии и порядок проведения экспертизы, форма экспертного заключения, а также основания и порядок исключения учебников из указанного федерального перечня утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
8. Порядок отбора организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, перечень таких организаций утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. В отборе организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий по родному языку из числа языков народов Российской Федерации и литературе народов России на родном языке, участвуют уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
9. При реализации профессиональных образовательных программ используются учебные издания, в том числе электронные, определённые организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Таким образом, в Законе определена общегосударственная задача – информационное обеспечение образования с более активным включением цифровых форматов. Узаконено использование электронных образовательных ресурсов, подразумевается использованиевысококачественных информационных текстов (в т.ч. цифровых) с возможностью применения их на соответствующих учебных уровнях.
Чтобы успешно реализовать поставленные задачи надо использовать качественные профессиональные материалы в поддержку обучения.

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК В 2015 году
Согласно требованиям министерства образования РФ, с 2015 года каждый учебник должен будет иметь электронную форму. «Если у учебника не будет электронной формы, он перестанет существовать в федеральном перечне», – разъясняет вице-президент издательства «Просвещение» А. Соловейчик. 415 учебных пособий из федерального списка выпустит издательство «Просвещение».
Электронный учебник сделают в двух версиях: базовой, которая будет читаться на всех устройствах, и интегрированной – для профессиональных гаджетов. Для чтения таких книг у электронного устройства школьника должна быть мощная видеокарта.
В апреле 2015 года завершится экспертиза этих учебников, и в новом учебном году некоторые школы предоставят учителям возможность выбора: работать с электронными или бумажными материалами.
Апробация электронных учебников пройдет в Новосибирской, Воронежской, Кировской, Самарской, Иркутской областях. Доступ к учебникам будет осуществляться как через Интернет, так и через специальную программу на компьютерах или планшетах, не предполагающую подключение к Интернету.
«Электронный учебник – не замена традиционному учебнику, а дополнение, – поясняет вице-президент издательства «Просвещение» А.Соловейчик, – Это также рабочая тетрадь, словарь и контрольные тесты. В нём есть возможность синхронизации с электронным дневником и интерактивной доской. Интерфейс простой и понятный. При этом электронные страницы учебника полностью соответствуют нумерации страниц печатного издания».
Электронный учебник версии 2015 г., согласно задумке разработчиков, будет представлять собой программу, работающую в любой из основных операционных систем и содержащую с точностью до параграфа всю ту же информацию, что есть в обычных бумажных учебниках, входящих в федеральный перечень. Кроме того, тексты сопровождаются изображениями, видео- и аудиозаписями, а сама информация представлена в виде нескольких «слоёв», разделённых по способу восприятия новых знаний. Учителя получат возможность интерактивной проверки знаний, раздавая задания отдельно каждому ученику, а устройство будет само контролировать, как школьники с ними справляются, и отправлять эту информацию в электронные журналы и дневники, что упростит выставление оценок и сократит объём рутинной бумажной работы. Также предусмотрена обратная связь с разработчиками, которые обещают учесть все поступающие пожелания и сделать новые е-учебники максимально удобными и полезными для всех.

Подробности из первых рук
Артём Соловейчик, вице-президент издательства «Просвещение», убеждён: электронный учебник станет главной ступенью в формировании новой образовательной реальности.
Что такое электронный учебник сегодня?
Есть много разных подходов к определению электронного учебника, которые можно расположить по шкале от «электронной книги» до «средовых решений», таких как – Internet, Wikipedia, Google Earth, каталоги исходных материалов и электронных образовательных ресурсов, из которых учитель может составлять собственные электронные подборки.
Главные качества электронного учебника – он должен быть недорогим, доступным, лёгким в обращении, понятным, нетяжёлым с точки зрения загрузки данных. Учебник не заменяет учителя, а помогает ему в его педагогической работе. Электронный учебник в нашем понимании укрепляет отношения учителя с учеником, а не подменяет их.
далеко не очевидно, как перевести печатную версию учебника на планшет. Потому что учебник – это не линейное издание, он предполагает нелинейное чтение. При работе с учебником нужно видеть всю книгу сразу. А как это «устроить» в рамках электронного устройства? Мобильные устройства, несмотря на переходы, гиперссылки и тому подобные возможности, предъявляют нам экран, который в данный момент времени заполнен текстом, который читаешь последовательно.
…нужно такое расположение информации, чтобы смысловые связки оставались актуальными в течение всего времени изучения материала. А таких ключевых связей несколько: текст, оглавление учебника, галерея схем, иллюстраций, мультимедийных объектов, контрольные задания, лабораторные работы, план урока, домашнее задание, конспект учебника, закладки и комментарии, – все важнейшие элементы учебника связаны определённым образом в реальной деятельности ученика и учителя. И электронный учебник должен – обязан! – способствовать этим связям.
…электронный учебник должен ещё содержать в себе элементы системы LMS: learning management system. Личный кабинет ученика и учителя, где будут храниться самые разнообразные учебные материалы для урока, задания, выполненные учеником, как в классе, так и дома, контрольные работы, а также результаты учащегося по всем предметам.

…нужно чётко разграничивать два понятия: электронный формат учебника, которым к 1 январю 2015 года должны быть обеспечены все учебники Федерального перечня, и собственно электронный учебник, о котором мы говорим. Со всеми «слоями» всех 415 учебников издательство «Просвещение» к 1 января не управится. Полная многослойность будет обеспечена всем учебникам издательства в течение двух лет. За это время будет разработана и технически реализована концепция, объединяющая наработки приверженцев полного цифрового аналога печатной версии учебника и тех, кто ратует за создание в рамках ЭУ образовательной «среды».
Для своего продукта мы разрабатываем формат PDM (не путать с PDF!), что расшифровывается, как технология print/desktop/mobile. Это три особенным образом связанных модуля, каждый из которых предназначен для решения своего круга задач на уроке и во внеурочной деятельности. Модуль Print –содержание предмета и контрольные задания в минимальном количестве. Модуль Desktop – для работы на уроке с использованием интерактивной доски. Модуль Mobile – своего рода окно всей системы, обращённое к ученику. Причем модуль Mobile – это разработка не только для планшетов, но и для смартфонов со своим специальным функционалом. Ведь 2 + 2 можно складывать и на смартфоне!
Нашей модели электронного учебника подходят практически любые по качеству каналы связи, поскольку для работы с самим учебником связь нужна в минимальном объёме. Она используется только для передачи результатов контрольных и самостоятельных работ, если они выполняются на мобильных устройствах (в модуле Mobile).
Кроме того, издательство сейчас работает над созданием двух версий электронного учебника: «базовой» и «интегральной». Первая – базовая – включает в себя полный объём учебника и малое количество мультимедийных объектов. Учебник модели PDM в базовой версии должен устанавливаться на планшет по wi-fi за 15 секунд. И мы уже приближаемся к этой цифре! Интегральная же версия учебника включает в себя большое количество мультимедийных объектов, при этом предъявляя повышенные требования к качеству, а значит и стоимости, устройства…
Чтобы стать действительно массовым, электронный учебник должен быть доступным. Доступным и по цене, и по лёгкости в обращении. Особенность технологии PDM заключается в том, что она позволяет использовать любые по мощности и качеству мобильные устройства. Это во многом решит вопрос цены.
…Необходимость создания такого цифрового продукта для школьников назрела, она диктуется самим временем. Я думаю, вопрос будет оставаться актуальным, пока не появится настоящий электронный учебник, который существенно улучшит качество образования в стране. А пока ясно одно: электронный учебник – это мотивирующее средство обучения. По крайней мере, для наших детей – детей цифрового века, которые живут в эпоху создания новой образовательной реальности.
Из интервью «Учительской газете» http://www.prosv.ru/info.aspx?ob_no=43877

Для апробации издательство предоставит возможность установить бета-версию электронного учебника на планшеты всех учеников и учителей в стране, которые пожелаютпринять участие в этой работе. Чтобы получить такую возможность для своих учителей и учеников,образовательная организация должна в ближайшее время войти в Общероссийский проект «Школа цифрового века». Ряд регионов централизованно подписывают на участие в проекте и апробации новых электронных учебников все свои школы».
Уточним, что же это за проект?

 

ШКОЛА ЦИФРОВОГО ВЕКА

http://digital.1september.ru/

Общероссийский проект «Школа цифрового века» разработан Издательским домом «Первое сентября» в соответствии с Федеральной целевой программой развития образования на 2011–2015 годы.
Проект направлен на развитие инновационного потенциала образовательных учреждений:
·         вовлечение педагогических работников в цифровое образовательное пространство,
·         повышение эффективности использования современных образовательных технологий (в том числе информационно-коммуникационных технологий) в профессиональной деятельности.
Цель проекта: комплексное обеспечение образовательных учреждений предметно-методическими материалами по всем учебным дисциплинам и направлениям школьной жизни с адресной доставкой на современных носителях.
Материалы, предоставляемые в рамках проекта всем желающим педагогам (и библиотекарям) школы:
·         24 электронных предметно-методических журнала (иллюстрированные, ежемесячные, объём – 64 страницы),
·         ко всем номерам журналов – электронные приложения: презентации, раздаточные материалы, образовательное видео,
·         дистанционные образовательные ресурсы: модульные курсы под общим названием «Навыки профессиональной и личной эффективности».

Проект «Школа цифрового века» уже хорошо известен в стране, в нём принимают участие школы из всех регионов России. В Кировской области и Республике Татарстан есть опыт участия в проекте всеми школами региона.


ФГОС

Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании».
Закон «Об образовании», Глава I, Статья 7
1. В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
2. В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (далее – Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании») реализация программ высшего профессионального и послевузовского профессионального образования может осуществляться на основе образовательных стандартов и требований, самостоятельно устанавливаемых Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургским государственным университетом, федеральными университетами, университетами, в отношении которых установлена категория «национальный исследовательский университет», а также другими федеральными государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации.
Требования к условиям реализации и к результатам освоения основных образовательных программ, включаемые в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.
3. Федеральные государственные образовательные стандарты, а также устанавливаемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи образовательные стандарты и требования должны обеспечивать:
1) единство образовательного пространства Российской Федерации;
2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
4. Федеральные государственные образовательные стандарты, а также устанавливаемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи образовательные стандарты и требования включают в себя требования к:
1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) результатам освоения основных образовательных программ.
5. При реализации основных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья могут быть установлены специальные федеральные государственные образовательные стандарты.
6. Разработка и утверждение федеральных государственных образовательных стандартов осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
7. Федеральные государственные образовательные стандарты утверждаются не реже одного раза в десять лет.
8. Федеральные государственные образовательные стандарты, а также устанавливаемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи образовательные стандарты и требования являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

Таким образом мы видим, что в новом законе «Об образовании» определено:
·         что такое ФГОС – это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ общего образования образовательными учреждениями;
·         назначение и функции образовательных стандартов. Они должны обеспечивать сохранение единого образовательного пространства и преемственность основных образовательных программ, а также быть основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников;
·         три группы требований, которые включает ФГОС:
ü  к структуре основных образовательных программ. Это требования к организации образовательного процесса: базисный учебный план, примерные программы, программы внеурочной деятельности, программа воспитания и социализации и т.д.;
ü  к условиям реализации основных образовательных программ – чтобы полностью обеспечить участников образовательных действий всем необходимым;
ü  к результатам освоения основных образовательных программ.

СЛОВАРЬ ключевых терминов ФГОС ООО вы найдёте в приложении в конце этого материала.

О том, какие именно требования предъявлены к результатам обучающихся сказано в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
ФГОС II ПОКОЛЕНИЯ
В чём отличительные особенности ФГОС II поколения? Нам важно точно уяснить эти позиции, чтобы предельно конкретно сформулировать: что и как может/должна делать школьная библиотека?
Новые ФГОС ООО лучше всего представит тот, кто их разрабатывал. Руководитель группы разработчиков ФГОС ООО, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук А.М.Кондаков обозначает отличительные особенности новых ФГОС[3]. Перечислим основные.
1.                  Системно-деятельностный подход – основа ФГОС ООО II поколения. Главный результат образования – не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной деятельности в различных социально-значимых ситуациях. Системно-деятельностный подход предполагает разнообразие индивидуальных образовательных траекторий.
2. Основная цель – развитие личности ученика на основе УУД. А.М.Кондаков поясняет: «Ключевая особенность проекта – переход от предметоцентрированной модели к модели вариативного личностно-центрированного образования»[4].
3. Изменения в образовательных технологиях. Ориентация на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе.
4. Активное включение информационно-коммуникативных технологий, применение интерактивного комплекса образовательных материалов, ресурсов Интернета.
5. Изменение в требованиях к результатам обучающихся.Сравните: стандарт 2004 г.: результаты освоения – знать, уметь, использовать (ЗУН); стандарт II поколения: результаты освоения:личностные, метапредметные, предметные.



Направления работы школьной библиотеки,
вытекающие из 
ФГОС ООО

Определяем направления работы школьного библиотекаря, которые вытекают из ФГОС ООО. Для этого внимательно исследуем текст стандарта. Стандарт состоит из четырех частей:
        I.            Общие положения (здесь нам особенно важно то, что написано про системно-деятельностный подход).
      II.            Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования(здесь нам особенно важно то, что написано про УУД).
    III.            Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования(здесь нам особенно важно то, что написано провнеурочную деятельность).
   IV.            Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования(здесь нам особенно важно то, что написано про оснащение школьной библиотеки).

ФГОС ООО, часть I
Общие положения
Читаем:

ВАЖНО! В этой части для нас с вами ключевое слово «системно-деятельност­ный подход». Обращаем на него особое внимание и уясняем смысл!

В основу новых стандартов положен системно-деятельностный подход, что и обозначено в тексте ФГОС ООО, часть I. Общие положения:
«5. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
·      формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
·      проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
·      активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
·      построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся».

Соотнесём перечисленные выше четыре составляющие системно-деятельностного подхода с направлениями/программами работы, которые библиотекарь может выстроить со школьниками (названия условные– Е.И.):
·      готовность к саморазвитию: направление/программа работы «ТЫ – ЛИЧНОСТЬ»;
·      конструирование социальной среды развития обучающихся, т.е. социализация и коммуникативность: направление/программа работы «ТЫ – ПАРТНЁР»;
·      активная учебно-познавательная деятельность обучающихся, т.е. эффективная организация учебной деятельности: направление/программа работы «ТЫ – УЧЕНИК»;
·      построение образовательного процесса с учётом особенностей обучающихся, т.е. построение индивидуальных образовательных траекторий учащихся: направление/программа работы «ТЫ – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ».



ФГОС ООО, часть II
Требования к результатам
освоения основной образовательной программы основного общего образования

ВАЖНО! В этой части для нас с вами ключевое слово «универсальные учебные действия». Обращаем на него особое внимание и уясняем смысл!

Читаем:

Фундаментальное ядро содержания общего образования


Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся:
üличностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности;
üметапредметные: освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия, способность их использовать в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;
üпредметные: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.


ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ЯДРО СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В этой части текста ФГОС ООО, там, где идет речь о метапредметных результатах обучающихся, упомянуты универсальные учебные действия.
Что это такое? Разбираемся – и для этого рассматриваем еще один важный документ.

Читаем:
Фундаментальное ядро содержания общего образования, раздел «Универсальные учебные действия».

Согласно этому документу, основа обучения– это формирование универсальных учебных действий (УУД): «Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУДсоздаютвозможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Функции универсальных учебных действий включают:
– обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
– создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;
– обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области».
ВИДЫ УУД
Личностные УУД: жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся (готовности к жизненному и личностному самоопределению, знания моральных норм, умения выделить нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами), ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные УУД: организация учащимся своей деятельности: целеполагание; планирование; прогнозирование; коррекция; оценка.
Познавательные УУД: определение познавательной цели; поиск информации; применение методов информационного поиска; решение проблем; моделирование; умение структурировать знания; умение строить речевое высказывание; смысловое чтение; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; умение передавать содержание текста; составлять тексты различных жанров.
Коммуникативные УУД: учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.


ФГОС ООО, часть III
Требования к структуре
основной образовательной программы основного общего образования

ВАЖНО! В этой части для нас с вами ключевое слово «внеурочная деятельность». Обращаем на него особое внимание и уясняем смысл!

Читаем:

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) часть III Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования.

Обновленный методический конструктор внеурочной деятельностиАвторы-составители: Д.В. Григорьев, П.В. Степанов, Центр теории воспитания ИТИП РАО.

С новыми образовательными стандартами школы получили значительный импульс к развитию внеурочной деятельности.

Из ФГОС ООО:«Основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность...
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и т.д.».
Итак, ФГОСобозначает реализацию в образовательном учреждении внеурочной деятельности. Д.В. Григорьев и П.В. Степанов, авторы пособия «Внеурочная деятельность: методический конструктор», поясняют суть этой работы:«Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации». Другими словами, внеурочная деятельность – это система занятий школьника, где педагогами решаются задачи воспитания.

Основные ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТА к организации внеурочной деятельности:
ü  внеурочная деятельность – неотъемлемая часть образовательного процесса в школе,
ü  на внеурочную деятельность отводится до 10 часов в неделю,
ü  наполнение внеурочной деятельности конкретным содержанием находится в компетенции образовательного учреждения,
ü  аудиторных занятий в рамках внеурочной деятельности не должно быть более 50%,
ü  все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.
Важный момент – внеурочная деятельность должна перестать быть уроком. Каждому ребенку должна быть предоставлена возможностьактивности. Это дает понимание того, что в школе не только получают знания, а учат действовать, создавать. Иными словами, развивают метапредметные знания и навыки.


Результаты внеурочной деятельности школьников
Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия). Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата.
1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь.
2-й уровень – школьник позитивно оцениваетценит общественную жизнь.
3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности. [5]


НАПРАВЛЕНИЯ и некоторые ФОРМЫ
внеурочной деятельности
Духовно-нравственное направление. Формы: этические беседы, тематические диспуты, дебаты, проблемно-ценностные дискуссии; благотворительные акции в социуме; туристические походы, экскурсии (очные и заочные), работа школьных музеев; день рождения школы (КТД); праздники; поисково-краеведческие экспедиции.
Физкультурно-спортивное и оздоровительное направление. Формы: занятия в спортивных секциях, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах, спортивные турниры, олимпиады, праздники, классные часы, спортивные и оздоровительные акции в окружающем школу социуме; туристические походы; военно-спортивные игры.
Социальное направление. Формы: участие в праздниках чествования ветеранов, пожилых людей; социально значимые акции в социуме; разработка проектов социально значимой деятельности «Я – гражданин России»; коллективные творческие дела; тимуровское движение; трудовые десанты, социально-моделирующие игры.
Общеинтеллектуальное направление. Формы: предметные факультативы, олимпиады, исследовательская деятельность, школьные научные общества, конференции, смотр знаний, чествование лучших учеников, интеллектуальные марафоны и др.
Общекультурное направление. Формы: походы в театры, кино, концерты, выставки (и последующий анализ увиденного), смотры-конкурсы, досугово-развлекатель­ные акции, фестивали искусств, занятия в коллективах художественной самодеятельности.

ВИДЫ внеурочной деятельности:
1)игровая деятельность;
2)познавательная деятельность;
3)проблемно-ценностное общение;
4)досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
5)художественное творчество;
6)социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
7)трудовая (производственная) деятельность;
8)спортивно-оздоровительная деятельность;
9)туристско-краеведческая деятельность.
Специалисты полагают: «Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Например, ряд направлений совпадает с видами деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество). Военно-патриотическое направление и проектная деятельность могут быть реализованы в любом из видов внеурочной деятельности. Они представляют собой содержательные приоритеты при организации внеурочных занятий. Общественно-полезная деятельность может быть опредмечена в таких видах внеурочной деятельности, как социальное творчество и трудовая (производственная) деятельность.
Следовательно, все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности»[6].

Типы образовательных программ
внеурочной деятельности
С помощью методического конструктора[7] могут быть разработаны различные типы образовательных программвнеурочной деятельности:
– комплексные образовательные программы (ОП), предполагающие последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего в различных видах внеурочной деятельности;
– тематические образовательные программы, направленные на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например, ОП патриотического воспитания, ОП воспитания толерантности и т.п.);
– образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определённого уровня (ОП, обеспечивающая первый уровень результатов; ОП, обеспечивающая первый и второй уровень результатов; ОП, обеспечивающая первый, второй и третий уровень результатов);
– образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности (например, ОП туристско-краеведческой деятельности, ОП деятельности школьного театра и т.п.);
– образовательные программы, ориентированные на учащихся определённой возрастной группы (например, для младших и подростков).

ПРАВИЛА РАЗРАБОТКИ программ внеурочной деятельности
1)   Программы организации внеурочной деятельности школьников могут быть разработаны образовательными учреждениями самостоятельно или на основе переработки примерных программ.
2)   Программы должны быть рассчитаны на школьников определённой возрастной группы или комплексные, тематические программы для всего периода обучения школьников с выделенными этапами для каждой ступени.
3)   В программе описывается содержание внеурочной деятельности школьников, суть и направ­ленность планируемых школой дел и мероприятий. Из описания должно быть видно, на достижение ка­кого уровня результатов направлены эти дела и мероприятия.
4)   Если программа предполагает организацию нескольких видов внеурочной деятельности школьников (комплексные, тематические программы внеурочной деятельности), то в содержании долж­ны быть разделы или модули, представляющие тот или иной вид деятельности. При необходимости тот или иной раздел или модуль также может быть подразделён на смысловые части.
5)   Программа, предполагающая организацию одного вида внеурочной деятельности школьников (программы, ориентированные на достижение результатов определённого уровня; программы по конкретным видам внеурочной деятельности) должна соответствовать определенной структуре.
6)   В программе должно указываться количество часов аудиторных занятий и внеаудиторных, в том числе активных (подвижных) занятий. При этом количество часов аудиторных занятий не должно превышать 50% от общего количества занятий.
7)   Программы могут реализовываться как в отдельно взятом классе, так и в свободных объеди­нениях школьников как одновозрастной, так и разновозрастной группы.
8)   Все программы внеурочной деятельности должны быть утверждены решением педагогического совета образовательного учреждения[8].
В нём определено, что базовая модель внеурочной деятельности может осуществляться через:
·         учебный план образовательного учреждения (дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и т.д., т.е. формы, отличные от урочной);
·         дополнительные образовательные программы образовательного учреждения;
·         образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, учреждений культуры и спорта;
·         деятельность групп продлённого дня;
·         классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);
·         деятельность педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого,библиотекаряпедагога-библио­текаря? – дополнено курсивом Е.И.) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей;
·         инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности.

Опираясь на базовую модель, можно разработать другие организационные модели внеурочной деятельности:
·         Модель дополнительного образования, т.е. преимущественное использование внутришкольного потенциала дополнительного образованияи развитие сотрудничества с учреждениями дополнительного образования детей. Формы реализации: факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору.
·         Модель «школы полного дня» реализуется воспитателями групп продленного дня. Создаются условия для успешного образовательного процесса в течение всего дня.
·         Оптимизационная модель. В ее реализации принимают участие все педагогические работники школы (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель, старший вожатый, тьютор, библиотекари?, педагоги-библиотекари? – дополнено курсивом Е.И.). Координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель.Преимущества этой модели: минимизация финансовых расходов на внеурочную деятельность; создание единого образовательного и методического пространства в школе, ее содержательное и организационное единство.
·         Инновационно-образовательная модель предполагает разработку, апробацию и внедрение новых образовательных программ, учитывающих региональные особенности. Предусматривается тесное взаимодействие с учреждениями дополнительного профессионального педагогического образования, вузами, научными организациями, муниципальными методическими службами.

Кроме рассмотренных базовой и других организационных моделей внеурочной деятельности, организационное обеспечение внеурочной деятельности может включать:
·         создание ресурсных центров (например, для научно-технического творчества),
·         интеграцию в открытое образовательное пространство на основе ИКТ,
·         сетевое взаимодействие образовательных учреждений различных типов и видов для обеспечения индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся.


ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ и
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:
в чём разница

Внеурочная деятельность: в основе – задачи воспитания в узком смысле:
– приобретение школьником социального знания (об общественных нормах, об устройстве общества, об одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе);
– получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;
– получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Дополнительное образование детей: включение ребенка в те или иные виды предметной деятельности для развития мотивации к познанию и творчеству. Эти занятия могут для воспитанника стать прообразом профессии или хобби.
ПРИМЕР: Театром с учащимися можно заниматься как в рамках дополнительной образовательной программы, так и в системе внеурочной деятельности. Различия состоят в целях, акцентах при отборе содержания, форм и способ организации занятий.
Школьный театр во внеурочной деятельности – средство знакомства с социальным взаимодействием, играя роли, учащиеся лучше понимают, как общаются люди как субъекты общественных отношений, каковы способы решения коммуникативных задач.
Школьный театр как объединение дополнительного образования – ориентирован на знакомство с театральным искусством, дает возможность попробовать себя в качестве актера, режиссера, декоратора, гримера и т.д.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Интеграция/объединение ресурсов (интеллектуальных, технических, информационных, др.) школы и учреждений дополнительного образования (УДО) способствует созданию новой среды обучения, ориентированной на самостоятельную учебную деятельность, развитие творческих способностей обучаемых, на социализацию детей.
Можно выделить следующие модели интеграции:
I. Модель предметно-кружковой деятельности: набор кружков, секций, клубов, которые ведут учителя, педагоги дополнительного образования. Внеурочная деятельность организуется в зависимости от имеющихся кадровых и материальных возможностей.
II. Модель культурно-досуговой деятельности отличается определенной внутренней организованностью. В такой модели встречаются формы работы, объединяющие детей и взрослых (ассоциации, творческие лаборатории, «экспедиции», хобби-центры и т. п.). (Например: организация летнего оздоровительного лагеря.)
III. Модель на основе единой совместной программы деятельности. Предполагает регулярное взаимодействие школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования детей или учреждениями культуры: центром детского творчества, клубом по месту жительства, спортивной или музыкальной школой, библиотекой, театром, музеем и др.
IV. Модель совместной экспериментальной деятельности нескольких образовательных учреждений.
V. Модель сетевого взаимодействия общего и дополнительного образования. Их совместная деятельность дает возможность обучающимся осваивать образовательную программу определенного уровня и направленности с использованием ресурсов нескольких (двух и более) образовательных учреждений[9].


ФГОС, часть IV
Требования к условиям
реализации основной образовательной программы основного общего образования

Читаем:

Цитата:
«24. Материально-технические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования:
Образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу основного общего образования, должно иметь …информационно-библиотечные центры с рабочими зонами, оборудованными читальными залами и книгохранилищами, обеспечивающими сохранность книжного фонда, медиатекой.
Материально-техническое оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность… обеспечения доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиа-ресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических тексто-графических и аудиовидеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся.

26. Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы общего образования:
Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования включает характеристики оснащения информационно-библиотечного центра, читального зала, учебных кабинетов и лабораторий, административных помещений, школьного сервера, школьного сайта, внутренней (локальной) сети, внешней (в том числе глобальной) сети и направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, достижением планируемых результатов, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления».

ДЛЯ ЧЕГО ВСЁ ЭТО НУЖНО?
Вот и ответ:
«Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования должно обеспечивать:
·         информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся и педагогических работников на основе современных информационных технологий в области библиотечных услуг (создание и ведение электронных каталогов и полнотекстовых баз данных, поиск документов по любому критерию, доступ к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам Интернета);
·         укомплектованность печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методи­ческой литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения, дополнительной литературой.
Фонд дополнительной литературы должен включать: отечественную и зарубежную, классическую и современную художественную литературу; научно-популярную и научно-техни­ческую литературу; издания по изобразительному искусству, музыке, физической культуре и спорту, экологии, правилам безопасного поведения на дорогах; справочно-библиографические и периодические издания; собрание словарей; литературу по социальному и профессиональному самоопределению обучающихся.
Образовательное учреждение должно иметь интерактивный электронный контент по всем учебным предметам, в том числе содержание предметных областей, представленное учебными объектами, которыми можно манипулировать, и процессами, в которые можно вмешиваться».


[1] Источник: Слово о книге: Афоризмы, изречения, литературные цитаты / Сост., автор предисл. Е.С.Лихтенштейн. – М.: «Книга», 1974, 320 с. – С.252–261.
[4] А. Кондаков: Особенности нового стандарта образования – Режим доступа: http://www.prosv.ru/info.aspx?ob_no=28981
[6]Обновленный методический конструктор внеурочной деятельности Авторы-составители: Д.В. Григорьев, П.В. Степанов, Центр теории воспитания ИТИП РАО.

[8]Обновленный методический конструктор внеурочной деятельности Авторы-составители: Д.В. Григорьев, П.В. Степанов, Центр теории воспитания ИТИП РАО.