суббота, 19 декабря 2015 г.

Тематический час «Хлеб всему голова»


     Звенит звонок на  урок. В  4 «А» классе неожиданно раздаётся  негромкий  стук в дверь. Кто это там с большой коробкой с надписью «Почта России. 4 классу «А» МАОУ СОШ №16?
Такое оригинальное начало новой встречи с учениками придумала  Л.В. Маштакова, библиотекарь школы. 


Любовь Викторовна, как будто не замечая любопытства ребят,  посматривающих на странную  посылку, начала  общение с  того, что есть в мире понятия,  ценность которых ни в чём измерить нельзя.   Далее – загадка. Конечно, отгадку  о хлебе, не сдерживая своих эмоций,  тут  же хором озвучили самые активные ученики. Тема мероприятия определилась сама по себе  «Хлеб –всему голова».
«Хлеб сопровождает нас от рождения и до глубокой старости – это наш добрый друг, имя которого на всех языках люди произносят с особой любовью и теплотой», - продолжила Любовь Викторовна.
Обучающиеся  с  большим  вниманием  слушали рассказ библиотекаря, откуда хлеб пришёл.  Из  презентации  они  пополнили свои знания  о том, что хлеб имеет длинную  историю,  он  является результатом нелёгкого труда людей многих профессий. Труд, с помощью которого рождается хлеб, ни с чем не сравнить.
«Мало бросить зерно в землю,  должен быть вложен упорный труд, чтобы зерно выросло, а колосья стали урожаем. Урожай надо собрать, обмолотить, смолоть и выпечь хлеб», - пояснила детям Любовь Викторовна.
А с каким интересом слушали её ребята, когда она рассказывала  им о  том, что в детские годы ей самой приходилось помогать взрослым, работая на сеялке!
 Вот на экране новый слайд с изображением маленького кусочка хлеба. Глубокий вдох рассказчицы…Пауза… «Мы часто забываем настоящую цену хлеба. Живы на земле до сих пор  те люди, кто помнит, какой он – военный хлеб... Хлеб  нельзя было купить в магазине, его выдавали по специальным карточкам один раз в день всем поровну, по 125 граммов на человека», -   именно на это  сообщение сделала свой особый акцент   Л.В. Маштакова.
Ребята увидели, как выглядел военный хлеб. Они были удивлены тому, как же можно было наесться этим кусочком. У детей появилась печаль  в глазах, когда они  узнали о том, чтобы  получить эту кроху, нужно было отстоять такую очередь, которой не видно было конца. Люди с серыми, изнеможенными лицами, не знавшие отдыха,  занимали очередь за хлебом с раннего утра, а иногда стояли в очереди всю ночь. Но бывало и так, что хлеба не хватало. Узнав о том, что в блокадном Ленинграде много людей умерло от голода,  ребята в очередной раз поняли, что никакая глыба золота не перевесит крошки хлеба!
По мере приближения мероприятия к  завершению, активность ребят возрастала: каждому хотелось рассказать    о том, что  ещё они знают о хлебе из уроков окружающего мира, внеклассных мероприятий, энциклопедий, справочников, телепередач.  Самую высокую активность показали Дмитриев Богдан, Соколов Валерий, Борисов Руслан, Кузнецова Николь, Шошкин Илья, Овсянникова Мария, Семериков Дмитрий и др.
 Многие смекалистые ребятишки понимали, что коробка «Почта России», с которой вошла в класс Любовь Викторовна,  не может быть пустой, в ней таится какая-то  «загадка». И они не ошиблись!  Отгадали!  В ней  находился калач  с удивительный названием «Квартет». Конечно, этот хлеб  был  куплен и принесён специально для ребят!    Его   поделили   на маленькие кусочки: по количеству  детей в классе. С каким аппетитом ели его дети! Свежий, вкусный, хрустящий и такой ароматный! На столе не осталось ни крошки!
 Тема о хлебе сильно взволновала  ребят. Наш разговор был продолжен и после данного мероприятия, которое имело необыкновенную познавательную и воспитательную направленность! Мною   было указано ученикам на то, что некоторые из них  не всегда съедают  свою порцию хлеба  во время школьного обеда. Решено провести эксперимент в нашей столовой, результатом которого были заинтересованы сами дети.
В первый день хлеб после обеда  на отдельных столах был, действительно,  оставлен! Юные «математики»  тут же мысленно «положили»  его  на весы,  «взвесили»,   и получилась кругленькая цифра в граммах.  А сколько таких классов в школе?! Ребята  очень удивились и даже огорчились, поскольку они раньше не придавали этому значения.  Этот эксперимент продолжался несколько дней, и результат обрадовал! Остатков хлеба теперь почти нет!
Изменяется жизнь, и переосмысливаются  ценности, но хлеб всегда остаётся самым дорогим богатством. Поэтому не  только в школе, но и в семье надо постоянно прививать детям уважение   к честному труду, бережное отношение к  хлебу, так как  именно с этого и начинается воспитание любви к Родине!

Кирпичникова Галина Николаевна, классный руководитель  4 класса «А»