среда, 21 апреля 2021 г.

 

Итоги проведения

анкетирования работников школьных библиотек

 

Проведен: апрель 2021 г.

В анкетировании принимали участие 26 педагогических работников из 23 образовательных учреждений Балаковского муниципального района:

МАОУ СОШ № 2

МАОУ СОШ № 3

МАОУ СОШ № 4

МАОУ СОШ № 7

МАОУ СОШ № 11

МАОУ СОШ № 13

МАОУ СОШ № 16

МАОУ Гимназия № 1

МАОУ СОШ № 18

МАОУ СОШ № 19

МАОУ Лицей № 2

МАОУ СОШ № 22

МАОУ Лицей № 1

МАОУ СОШ № 26

МАОУ СОШ № 27

МАОУ СОШ № 28

МАОУ ООШ с. Еланка

МАОУ СОШ с. Маянга

МАОУ СОШ с. Наумовка

МАОУ ООШ с. Николевка

МАОУ ООШ с. Плеханы

МАОУ ООШ с. Подсосенки

МАОУ ООШ с. Пылковка

 

Не приняли участие:

МАОУ СОШ № 5, 12, 15, 21, 25, Гимназия № 2, ООШ № 6, ООШ № 10

Большинство специалистов в возрасте 55-60 лет (42,3 %); 38,5 % - 45 лет-54 года;15,4% - в возрасте 35-45 лет и 3,8 % -  от 25 до 35 лет.

Высшее образование имеют 15 человек (57,7%)

Среднее специальное образование – 10 человек (38,5%)

Среднее образование – 1 человек (3,8%)


 

 

Стаж библиотечной работы распределился следующим образом:

·        25 лет и более – 10 человек (38,5%);

·        от 10 до 15 лет – 4 человека (15,4%);

·        от 15 до 20 лет – 3 человека (11,5%);

·        от 3 до 10 лет – 3 человека (11,5%);

·        до 1 года – 3 человека (11,5%);

·        от 1 года до 3 лет – 2 человека (7,7%);

·        от 20 до 25 лет – 1 человек (3,8%)




Среди личностных качеств на первом месте коммуникабельность – 25 человек (96,2%), далее ответы распределились следующим образом:

·        доброжелательность – 23 человека (88,5%);

·        эрудиция – 21 человек (80,8%);

·        вежливость – 20 человек (76,9%);

·        тактичность – 20 человек (76,9%);

·        отзывчивость – 13 человек (50%);

·        оптимизм – 13 человек (50%).


 

Среди профессиональных качеств большинство голосов получили умение применять профессиональные знания на практике – 23 человека (88,5%) и умение ориентироваться в информационном пространстве  – 23 человека (88,5%).


Готовность к освоению новых технологий получила 21 голос (80,8%) и компьютерная грамотность – 20 голосов (76,9%).

 


К эффективной работе сотрудников школьных библиотек стимулирует:

·        позитивная оценка, поддержка руководства – 18 человек (69,2%);

·        доброжелательные межличностные отношения, благоприятный микроклимат в коллективе – 17 человек (65,4%);

·         профессиональный и личный интерес, творчество– 16 человек (61,5%);

·        достойные условия труда – 12 человек (46,2%);

·        участие в интересных проектах, акциях и т.д. – 11 человек (42,3%);

·        совпадение интересов библиотеки и собственных интересов, общность цели – 9 человек (34,6%);

·        возможность профессионального и творческого роста– 9 человек (34,6%);

·        почёт и уважение со стороны коллег– 8 человек (30,8%);

·        материальное вознаграждение – 8 человек (30,8%);

·        справедливость оплаты труда – 7 человек (26,9%);

·        самореализация – 7 человек (26,9%);

·        самостоятельность в принятии решений – 5 человек (19,2%);

·        личность руководителя – 4 человека (15,4%);

·         другое – 2 человека (7,7%);

·        служебная перспектива – 1 человек (3,8%).

Вариант «здоровый дух соперничества» не выбрал никто.

 

 


 

Причинами неудовлетворённости в работе считают:

·        слабую материально-техническую базу библиотеки – 18 человек (69,2%);

·        низкую заработную плату – 13 человек (50%);

·        непрестижность профессии – 6 человек (23,1%)

·        другое – 5 человек (19,2%);

·        угнетение руководством – 0


Большинство респондентов ощущают недостаток профессиональных знаний (16 человек, 61,5%). Соответственно 10 человек (38,5%) считают свой уровень профессиональных знаний достаточным.

 

 

Повышают свою квалификацию:

·        как можно чаще – 8 человек (30,8%);

·        нет, не повышаю– 5 человек (19,2%)%;

·        да, раз в 3 года – 5 человек (19,2%)%;

·        да, раз в 5 лет – 5 человек (19,2%)%;

·        да, раз в год – 3 человека (11,5%).


 

Вопрос 11. Читаете ли вы профессиональную литературу и какую

 

Наиболее популярные ответы: журналы "Библиотека в школе", "Школьная библиотека", интернет-издания; журнал "Читайка", "Читаем, учимся, играем"; "Книжное обозрение"; профессиональная периодика, методические рекомендации руководящих инстанций, интернет.


Методическая помощь необходима по направлениям:

·        внедрение информационных технологий – 19 человек (73,1%);

·        справочно-библиотечная работа – 8 человек (30,8%);

·        организация фондов и каталогов – 7 человек (26,9%);

·        библиотечная статистика – 5 человек (19,2%);

·        формы культурно-досуговой работы – 3 человека (11,5%);

·        другое – 3 человека (11,5%);

·        краеведческая деятельность – 1 человек (3,8%).


 

 

Степень своей профессиональной зрелости оценили следующим образом:

·        чувствую себя уверенно в рамках выполняемой работы – 13 человек (50%);

·        затрудняются ответить – 10 человек (38,5%);

·        ощущаю недостаток в профессиональных знаниях – 2 человека (7,7%);

·        считаю, что моя квалификация выше выполняемой работы – 1 человек.

 

Вопрос 14. Готовы поделиться опытом работы по следующим направлениям:

 

·        культурно-досуговая работа;

·        информационные технологии в школьной библиотеке;

·        организация досуговой деятельности младших школьников;

·        квест-игра;

·        формирование информационной культуры учащихся;

·        формы работы библиотеки;

·        гражданско-патриотическое, краеведческое направление работы с городскими библиотеками;

·        краеведение;

·        читательская компетенция;

·        экологическое воспитание;

·        пропаганда фонда художественной литературы с помощью массовых мероприятий;

·        организация библиотечных мероприятий по внеклассному чтению.

 

 

Вывод: контингент работников школьных библиотек достаточно возрастной, имеет высшее или среднее специальное образование. Стаж работы многих превышает 25 лет. Практически все специалисты регулярно повышают свою квалификацию, читают профессиональную литературу.

По мнению большинства респондентов, библиотекарь должен быть доброжелательным, эрудированным, вежливым и тактичным. Он должен уметь применять профессиональные знания на практике и ориентироваться в информационном пространстве.

Многие готовы поделиться с коллегами накопленным опытом работы.

Однако, необходимо обновить и усилить материально-техническую базу школьных библиотек. Часть опрошенных ощущает недостаток профессиональных знаний, что подтверждает необходимость регулярного повышения квалификации.

 

Методист МКУ ОМЦ                             А.Ю. Горшенина