суббота, 8 октября 2016 г.



Рекомендательный список произведений
по новым направлениям тем для сочинений 11-х кл 
в 2016/17 уч.году


 Рекомендательный список произведений
по новым направлениям тем для сочинений 11-х кл 
в 2016/17 уч.году

1. «Разум и чувство»
Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в  гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.
Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.

«Чувство без разума не слишком питательная еда; но и разум, не смягченный чувством, – горькая и сухая пища и не годится для человеческого потребления». (Ш. Бронте. «Джейн Эйр»)

Гомер «Одиссея»
Шекспир У. «Гамлет», «Ромео и Джульетта»
Гоголь Н.В. «Тарас Бульба»
Грибоедов А.С. «Горе от ума»
Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание»
Карамзин Н.М. «Бедная Лиза»
Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени»
Лесков Н.С. «Леди Макбет Мценского уезда»
Толстой Л.Н. «После бала»
Тургенев И.С. «Ася», «Отцы и дети»
Островский А.Н. «Гроза», «Бесприданница»
Салтыков-Щедрин М.Е. «Премудрый пескарь»
Толстой Л.Н. «Анна Каренина»
Тютчев Ф.И. «О, как убийственно мы любим…»
Чехов А.П. «Ионыч», «Человек в футляре», «О любви»
Булгаков М.А. «Мастер и Маргарита»
Бунин  И.А. «Солнечный удар»,  «Лёгкое дыхание», «Чистый понедельник», «Митина любовь», «Тёмные аллеи»
Вампилов А.В. «Старший сын»
Горький М. «Старуха Изергиль»
Закруткин В. «Матерь человеческая»
Куприн А.И. «Гранатовый браслет», «Олеся»
Павлов О. «Конец века»
Распутин В. «Живи и помни»
Шолохов М.А. «Тихий Дон»
А. и Б. Стругацкие «Трудно быть богом» (Землянин Антон, действующий в Арканарском королевстве под видом дворянина Руматы Эсторского, постоянно оказывается перед моральным выбором. Призванный только наблюдать за ходом истории, он не в силах спокойно оставаться в стороне, когда вокруг него творится зло, гибнут и мучаются лучшие люди эпохи).
Остин Дж. «Разум и чувства»
Громова О.К. «Сахарный ребёнок»

2. «Честь и бесчестие»
В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путём предательства, лжи и лицемерия.
Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных  качеств человеческой личности: от верности нравственным правилам и различных форм компромисса с совестью - вплоть до глубокого морального падения личности.

«Честь — это достоинство нравственно живущего человека». (Д.С. Лихачёв)

Гоголь Н.В. «Тарас Бульба»
Грибоедов А.С. «Горе от ума»
Достоевский Ф.М. «Идиот»
Карамзин Н.М. «Бедная Лиза»
Пушкин А.С. «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Станционный смотритель»
Рылеев К.Ф. «Иван Сусанин»
Чехов А.П. «Студент»
Толстой Л.Н. «Война и мир»
Ахматова А.А. «Реквием»
Астафьев В.П. «Сон о Белых горах» («Царь-рыба»), «Печальный детектив»
Быков В.В. «Сотников»
Вампилов А.В. «Утиная охота»
Васильев Б.Л. «Завтра была война»
Гранин Д. «Зубр»
Каверин В.А. «Два капитана»
Павлов О.О. «Конец века»
Распутин В. «Живи и помни», «Уроки французского», «Пожар», «Женский разговор», «Дочь Ивана, мать Ивана»
Солженицын А.И. «Архипелаг ГУЛаг»
Шварц Е.Л. «Тень»
Шолохов М.А. «Судьба человека»
Лондон Дж. «Мартин Иден»

3. «Победа и поражение»

Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями  в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, её причинами и результатами.
В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.

«Ещё одна такая победа, и я останусь без войска». (царь Пирр). -Выражение  «пиррова победа»  означает «победа, равная поражению».
«Победа... поражение... эти высокие слова лишены всякого смысла. Жизнь не парит в таких высотах; она... рождает новые образы. Победа ослабляет народ: поражение пробуждает в нем новые силы... Лишь одно следует принимать в расчет: ход событий». (Антуан де Сент-Экзюпери)

«Слово о полку Игореве»
Грибоедов А.С. «Горе от ума»
Лермонтов М.Ю. «Бородино»
Толстой Л.Н. «Война и мир»
Астафьев В.П. «Царь-рыба»
Булгаков М.А. «Белая гвардия»
Дудинцев «Белые одежды»
Васильев Б.Л. «Завтра была война», «А зори здесь тихие», «В списках не значился»
Ильф И., Петров Е. «Золотой телёнок» (Остап Бендер получил вожделенный миллион, но счастья не обрёл).
Фадеев А.А. «Разгром»
Шварц Е.Л. «Дракон»
Шолохов М.А. «Судьба человека»
Ремарк Э.М. «На Западном фронте без перемен»
Хемингуэй Э. «Старик и море»

4. «Опыт и ошибки»
В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта.
Литература  часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.

«Опыт, сын ошибок трудных» (А.С. Пушкин)

Гомер «Одиссея»
Бунин И.А. «Господин из Сан-Франциско»
Грибоедов А.С. «Горе от ума»
Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание»
Толстой Л.Н. «Война и мир»
Тургенев И.С. «Отцы и дети»
Чехов А.П. «Ионыч»
Алексин А.Г. «Безумная Евдокия»
Булгаков М. А. «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце»
Володин А.М. «Пять вечеров»
Горький М. «Детство. В людях. Мои университеты»
Замятин Е.И. «Мы»
Шолохов М.А. «Тихий Дон»
Лондон Дж. «Мартин Иден»
Марш Г. «Не навреди»


5. «Дружба и вражда»
Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними.
Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.

«Я побеждаю своих врагов тем, что превращаю их в друзей». (Авраам Линкольн)

Гоголь Н.В. «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» 
Гончаров И.А. «Обломов»
Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание»
Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени»
Пушкин А.С. «Евгений Онегин», лирика
Тургенев И.С. «Отцы и дети»
Васильева Н.Б. «Гагара»
Железников В.К. «Чучело»
Каверин В.А. «Два капитана»
Солоухин В.А. «Мститель»
Фадеев А.А. «Разгром»
Голдинг У. «Повелитель мух»
Дефо Д. «Робинзон Крузо»
Пеннак Д. «Глаз волка»
Ремарк Э. «Три товарища»

(Список составлен коллективно библиотекарями школ Устьянского района с помощью учителей-словесников)

Памятка для участников итогового сочинения

1.  Внимательно ознакомьтесь со всеми предложенными темами итогового сочинения. Определите, к какому тематическому направлению относится каждая из них. Выберите из предложенных тем только одну. 
2.  Определите, какие  фундаментальные понятия помогут вам раскрыть выбранную тему.
3.  Выберите  литературный материал, на который вы будете опираться при написании сочинения.  Наряду с  художественными  произведениями отечественной или мировой литературы  можно использовать  дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники.
4.  В рамках заявленной темы сформулируйте свою позицию и аргументируйте её на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по вашему выбору. Количество привлечённых произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал.
5.  Напишите сочинение-рассуждение на  выбранную вами  тему. Рекомендуемый объём  сочинения  –  не менее  350 слов  (при подсчёте учитываются все слова, в том числе и служебные). Если в сочинении менее 250 слов, то за работу ставится «незачёт».
6.  Выполняйте работу  самостоятельно. Не допускается списывание сочинения или его отдельных  фрагментов из  любых  источников  (работы  другого участника, чужого  текста, опубликованного в бумажном или  электронном виде и др.). Если сочинение признано экспертом несамостоятельным,  то  за работу в целом выставляется «незачёт».
7.  Допускается  использование  прямых  или косвенных цитат.  Не забывайте ссылаться на источник цитаты  (ссылка даётся в свободной форме). Следите за тем, чтобы объём цитирования не превышал ваш собственный текст.
8.  Хорошо продумайте композицию сочинения  и логику его построения. Выдерживайте соотношение между тезисами и доказательствами.
9.  Помните, что при оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.
10. Сочинение пишите чётко и разборчиво. Следите за соблюдением речевых и орфографических норм.  Используйте разнообразную лексику. Избегайте речевых штампов.  Не забывайте, что при написании итогового сочинения участникам разрешается пользоваться орфографическим словарём.